Sumerki (sumerki) wrote,
Sumerki
sumerki

Музыкальное творчество

Повторно выкладываю обзор своего музыкального творчества за первую половину десятилетия. Как видите, почему-то для меня очень важно подвести творческие итоги за эту декаду. Вероятно, это некий внутренний переход на следующий этап.



2001 год
В 2001 году проект Сумерки по сути был проектом саунд-продюсерским и состоял из меня сидящего за компьютером с несколькими аналовыми синтезаторами и приглашающего поучаствовать в записи разных музыкантов.

1. Sumerki - Permanent Access (5:04, mp3, 192kbit/s)
Главной композицией 2001-го года для меня стал глубоко эмоциональный, почти физиологически эмоциональный трек Permanent Access записаный в стиле(марочка стилем в начале нулевых имела особый смысл), обзываемом тогда словом "трип-хоп". Этим словом называли тогда всё, что звучит медленно, электронно и с претензией, а претензии в моей музыке всегда было больше, чем достаточно. Работал над этим треком полтора года - никак не мог остановится. Изначально Permanent Access задумывался как песня с куплетом, припевом и т.д., однако по-настоящему завершенной композицией оказался именно в варианте без вокала в начале. Голос Иры Печегиной в финале, с которой мы только начали работать вместе, изумительно хорошо вписался в эту мини-симфонию. Другими словами, вот что бывает, если всю энергию, чувства и психоделический опыт одного музыканта за полтора года вложить в пять минут звука. Претензиозная, пафосная, гиперэмоциональная и при этом практически идеальная по аранжировке и текстуре композиция.

2. Sumerki & Jeff Surak - Eyesore (2:38, mp3, 192kbit/s)
Этот агрессивный и мелодичный скетч записан в сотрудничестве с Джеффом Сураком, ветераном американской шумовой сцены. Послушав Permanent Access, Джефф пришёл в неописуемый восторг, несколько десятков раз заявил, что это лучшее, что он когда либо слышал в своей жизни (чем выдал мне жирный плюс на эго) и предложил посотрудничать. Прислав мне некий дикий скрежет (весьма отчётливо слышный первые 30 секунд), предложил с этим скрежетом сделать что-либо толковое и красивое. И получился очередной т.н. "трип-хоп", на этот раз слегка агрессивный и минималистический, однако достаточно мелодичный и в чём-то очень мягкий, даже женственный. Возможно благодаря Ириным трём красивым вокальным нотам и женскому характеру аналогового синтезатора Roland Juno 106 на котором почти полностью исполнена композиция. В отличие от "полуторагодового" Permanent Access работа над Eyesore заняла около четырёх часов в общей сложности.

3. Sumerki - Place Change (2:44, mp3, 192 kbit/s)
Строго говоря, дата рождения этой композиции где-то в середине лета двухтысячного года, однако по звуку, сути и концепции она смело может стать в один ряд с Permanent Access и Eyesore (дисклеймер о субъективности всё ещё в силе). Это был мой проект для поступления в Музыкальную Академию (Консерву, как её тогда называли) на факультет электронной музыки. Что характерно - сработало. Композицию одобрили, меня приняли (и ещё трёх человек из 27-ми, кажется, кандидатов). Правда - вот маленькая формальность, прошедшим конкурс надо было затем пройти следующий этап - экзамен по сольфеджио (хотя бы на троечку). Честно получив свой заслуженный ноль по сольфеджио я отправился учиться на факультет журналистики в "Таллиннский Университет". Фортепиано в треке самое настоящее, на нём играет Олеся Быкова.

4. Sumerki - Permanent Access (remixed) (4:06, mp3, 192 kbit/s)
А этот далёкий от оригинала ремикс на Permanent Access сделан как бы в противовес мрачной атмосфере оригинала, и обладает, на мой взгляд, некоторой адреналиновостью и, даже, дискотечностью ритма. Гораздо позже, в 2005-м году я сделал целую серию подобных адреналиновых disco-триллеров в рамках сольного проекта (к вопросу о линейности).

2002 год
2002 год прошёл под знаком идеи о том, какой была бы советская музыка в космическом 2002-м году советских фантастов. Практически высасывая информацию из этого параллельного измерения, ностальгического, идеального и умирающего, были записаны эти несколько композиций, рождающихся из вполне советской манеры пения Иры Печегиной и моим психоделического утопизма. И разумеется это всё ещё "трип-хоп". В то время мы (я в Таллинне, и, например, Даша Велико в Москве, Саймон Гордеев в Берлине и ещё некоторые) вынашивали идею русского трип-хопа. Для меня эти несколько треков и есть реализация этой идеи.

1. Сумерки - Радуга (Забота у нас такая). Слова и музыка Е. Летова. (5:46, mp3, 192 kbit/s)
Эта композиция была записана специально для московского трибьют-сборника группе "Гражданская Оборона" (мало кого хоронят при жизни). Сделать свою аранжировку "Радуги" (которая почему-то называется у автора "Забота у Нас Такая") для меня было тем, что называют ёмким словом "дорвался", поскольку под мясистыми гаражными гитарами Летова скрывался идеальный скелет для советской психоделики 2002. В записи принял участие целый маленький оркестр из духовой секции PX Band'a, трёх гитаристов, Ириного вокала и многочисленных аналоговых синтезаторов (советских и западных), безжалостно продаваемых мной в то время различным коллекционерам в качестве основного заработка на жизнь. Песня вышла на второй части сборника и, в подавляющем большинстве рецензий, была выделена как лучшая. Среди моего творчества она так же выделялась многими как лучшая, от чего мне всегда становилось не по себе, поскольку песня мягко говоря не совсем моя, а в таланте автора у меня и так не было сомнений. Соратнику Летова Кузьме Рябинову (который после своего концерта в Таллинне, получил моё демо) композиция понравилась настолько, что он заявил организаторам, что отныне готов выступать в Эстонии только с нами. Правда в Эстонию его второй раз не пустили и больше никогда не пустят. Летов и его соратники оказались объявлеными эстонским государством персонами нон-грата.

2. Сумерки - Это навеки так (5:39, mp3, 192 kbit/s)
Композиция, в которой я основательно попробовал себя в песенном жанре уже самостоятельно, написав и текст, и достаточно мелодичную гармонию, соответствующую, разумеется, стандартам советской эстрады. Ритм трека - пять четвертей (раз-два-три-раз-два, раз-два-три-раз-два), чего я ни у кого кроме одной Broadcast в электронной музыке никогда не слышал. Зато слышал в русских кабачных песнях начала 20-го века и в стилизациях под них. Композиция получилась гораздо более холодной чем "Радуга", вероятно благодаря почти полному отсутствию в ней неэлектронных инструментов. Хотя баян в конце самый настоящий и записан в самом настоящем Д.К. одного из двух металлургических заводов города Новокузнецка, куда я ездил в качестве арт-туриста, продолжая познавать судьбу советского культурного мифа. Немного кашисто в конце, возможно из-за перехода с одной программы на другую - ещё не до конца адаптировался к другой системе сведения.

3. Сумерки - Глаза Земли (4:12, mp3, 192 kbit/s)
Если звук "Это навеки так" холоднее "Радуги", то здесь он становится ледяным. При этом, ничуть не теряя в плотности - бас в припеве исполняют восемь аналоговых осциляторов в унисон, а партию похоронного марша в конце шесть или семь дублей трубы одновременно. Этот вальс с синестестическим текстом был задуман как очень тёплая, приятная и в чём-то попсовая композиция, а получилось так, как-будто снежная королева в своём дворце механически подпевает старой пластинке.

4. Сумерки - Легкая Противофаза (4:00, mp3, 192 kbit/s)
А этот трек не имеет к советской эстетике прямого отношения. Этот джанглообразный трек с "живыми" (акустическими) барабанами Олега Голышева и мелодичными арпеджио был написан для так и не осуществлённого инструментального альбома, остальные треки которого так и не были сведены и уже никогда не будут. В последствии, в 2004-м году этот единственный мой "клубный" трек долго держался на высоких позициях в чарте Stereo88, наряду с треками музыкантов нашего тогда уже совместного проекта (nemaier и tape_cutz). Название трека произошло из процесса сведения. Там действительно почти все инструменты наслоены по несколько партий в противофазе, отсюда интересная специфика плотности, которую больше ощущаешь, чем слышишь.

2003 год
Упомянавшийся выше Джефф Сурак всё это время уговаривал меня записать альбом для его лейбла Zeromoon Records. Эксперименты с советской эстрадой и "русским трип-хопом" для нойзового лейбла не подошли. Возникла идея записать готические, экспериментальные и очень серьёзные полотна и в течении 2003-го года они были мной созданы. Изначально планировался совместный альбом с группой Алексея Борисова "Волга" (первые двадцать пять минут наши, вторые их), однако материал предоставленный Волгой оказался лайвом и Джефф признал материал концептуально несовместимым. В последствии мой 25-минутный "Salve" были реализован и выпущен Zeromoon Records в качестве mp3-релиза.

1. Sumerki Project - Salve (6:28, mp3, 192 kbit/s)
Сильный и сминающий сверхплотностью трек. Ритм задаёт "закончившаяся" пластинка, григорианские распевы любезно исполнены Дамианом Сквороном (доминиканцем в изгнании), тихое женское напевание принадлежит Ане Доценко, которая в последствии станет главным голосом проектов Сумерки и Yudzoka, гитара Миши Ясиновера, три аналоговых синтезатора (на этом этапе уже западных): Waldorf Pulse, Dave Smith Evolver и редчайшая вещь Marion MSR-2 (вокально-кислотный звук в начале). Горловое пение, слышное на 5:15, выполнено мной лично.

2. Sumerki Project - Requiem for Ilya Redikson (4:54, mp3, 192 kbit/s)
Эта композиция - реквием неожиданно ушедшему из жизни другу. Пожалуй, на этот раз никак комментировать не буду.

3. Sumerki Project - Dusha Velichit (7:00, mp3, 192 kbit/s)
Единственный трек альбома с русским текстом: во-первых фрагмент "службы Пресвятей богородице" в многоголосном исполнении Ани Доценко, во-вторых моя ассоциативная cut-up лирика. С четвёртой минуты развесёло слышится свистящее соло на свёрнутой строительной трубке. Часть фона - просто уличные звуки, снятые микрофоном за окном рано утром. По моим ощущениям, самый шумный, но светлый трек на альбоме.

4. Sumerki Project - Coda (2:27, mp3, 192 kbit/s)
Музыкальное завершение Реквиема и концовка альбома. Пугающее напряжение в конце создаёт суровое чавканье моего кота Вирсика (жуёт рыбу) и капризная истерика маленького ребёнка, которому не купили мороженое. Все мелодические звуки синтезированы на Marion MSR-2. Голос Ани с такой басовой подзвучкой пробуждает в моей памяти что-то неясное из услышанного в детстве, но никак не могу сформулировать, что же именно.

2004 год
Летом 2003-го к проекту присоединились Аня Доценко nuann, Сергей Немайер nemaier и Денис "Тэйп" Виноградов tape_cutz и проект стал группой из четырёх замечательных людей. В качестве рамки и концепции мы выбрали создание и исполнение электронной музыки без использования компьютера. Аня играла на огромном двух-клавиатурном органе Vermona, пропущенным через злой гитарный преобразователь, мы с Немайером по-очереди на Roland Juno 106 и Аэлите, а Тэйп на уникальной и чудовищной на вид полумодулярной драм-машине с кучей переставляемых проводов. Наиболее эффектно всё это воспринималось, разумеется, на концертах. Слушатель становился свидетелем того, как из старых и гротескных советских антикварных приборов возникает звук, возникает с помощью переставления проводов, нажатия кнопок и верчения ручек. И тогда возникла идея передать это ощущение и на альбоме, а значит важно 1) добавить к нему визуальный ряд, 2) сохранить полностью весь шарм "живого" исполнения. Так родилась идея интерактивного концерта для домашнего пользования, которая и была осуществлена вместе с видеооператором Никитой Рождественским в апреле 2004 года. Получасовой видеоальбом получил название Live in Red Studio.









2005 год
Зимой 2005-го году решил создать несколько композиций в полностью дигитальном компьютерном звуке, в противовес нашему аналоговому звучанию на концертах. Получилось несколько активных и адреналиновых треков, чуть схожих по духу с записанным мной ещё в 2001-м году ремиксом на Permanent Access. Поскольку слово Sumerki на тот момент обозначало уже не меня одного, а вполне конкретный коллектив, эти треки я решил выделить в качестве своего сольного проекта, дабы не возникало путаницы.

1. Zolotorevski - Bloque Dub (4:00, mp3, 192 kbit/s)
Тёмный и мяукающий трек со строчкой из Блока, произносимой шепотом. В этом треке все звуки узко нарезаны - здесь нет пересечения и наслоения частот в пользу плотности звучания, зато есть подчёркнутая чёткость и различимость, нетипичная для моих предыдущих работ, и более "правильная" с точки зрения современной звукорежиссуры. Подобная "правильность" для меня - очередной эксперимент.

2. Zolotorevski - The Dragon Came (2:33, mp3, 192 kbit/s)
Этот короткий, динамичный и тревожный трек стал в последствии саундтреком к хоррор-спектаклю Тани Космыниной "Мандрагора". В спектакле под звук этой зарисовки некую девушку обливают каким-то кровавым ядом её мама с любовником. Вновь полностью дигитальный и "узко нарезанный" звук, разбавленный перегрузками и хрустом во всех необходимых местах.

3. Zolotorevski - Extreme Soul Bath (3:07, mp3, 192 kbit/s)
Ещё одна зарисовка, более атональная и суровая, чем предыдущие. Навеяна моими личными переживаниями того периода. Несколько раз мне довелось выступать с сольной программой из этих и ещё нескольких композиций. Играть бас-партию этого трека вживую для меня было особым удовольствием.

4. Zolotorevski - Some Eesti Sound Here (2:33, mp3, 192 kbit/s)
Таким мне представлялся звук эстонской электронной сцены. Кажется, впервые за все годы использовал радикальное стерео (когда один из инструментов слышен только в одном канале). Аранжировка минимальная до предела, однако настроение повышает.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments